Детский сад № 6 город Гуково

Рабочая пограмма для детей раннего возраста

Содержание рабочей программы

 

 Пояснительная записка. - Цели и задачи реализации программы. - Принципы формирования программы. - Основные подходы к формированию программы. - Возрастные особенности детей конкретного возраста. - Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров). 

 Обязательная часть. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (цель, задачи, планировании, методическое обеспечение): - Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». - Образовательная область «Познавательное развитие» - Образовательная область «Речевое развитие». - Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». - Образовательная область «Физическое развитие». 

 Организационный раздел.

- Режим дня. - Объем образовательной нагрузки. - Комплексно - тематический план (содержание разделов и тем в соответствии с основной образовательной программой). -Социальное партнерство с родителями. -Условия реализации рабочей программы (развивающая предметно-пространственная среда, наглядный материал по комплексно-тематическому планированию, развивающая среда участка группы, методическое обеспечение).

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада третьей категории № 6 «Родничок» в соответствии с: Уставом и нормативными документами МБДОУ детского сада № 6 «Родничок»; Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; СанПин 2.4.1.3049-13; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. Разработана на основе: Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

 Цель программы: - Обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей - Создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи программы: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы к формированию Программы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип критерия полноты, необходимости и достаточности; - принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; - принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе; - принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.

Основные подходы к формированию программы - Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. - Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. - Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. - Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Характеристики особенностей развития детей (возрастные особенности детей)

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

 Планируемые результаты освоения программы детей первой младшей группы Социально-коммуникативное развитие • Ребенок со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п. Отражает в игре заинтересовавшие его действия взрослого. • Пытается сдерживать действия, неодобряемые детьми и взрослыми. • Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуж¬дение тормозят нежелательные действия и поступки. • Стремится к самостоятельности при выполнении привлекательных или хорошо освоенных движений. • Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятель¬ности и т.п.). К концу года проявляется позиция «Я сам». Познавательное развитие • Ребенок под контролем взрослых экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства, опирается на простейшие сенсорные эталоны (основные формы, цвета, относительные размеры), переносит действия на новые предметы. • Имеет представления о предметах домашнего обихода, о человеке, детском саде, трудовых действиях взрослых, городе, транспорте. • Имеет элементарные представления о растениях, зависимости их роста от воды, тепла, света, основных способах ухода, о животных, о строении тела животных, способах передвижения, поведении, способах ухода, о природных явлениях. • Различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве с взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки. Речевое развитие • Ребенок владеет активной речью, испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к дей¬ствию и т.п.), употребляет вежливые слова. • Умеет по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об игрушках, об изображенном на картинках, о событиях из личного опыта. В речи использует все части речи, кроме причастий и деепричастий, употребляет обобщающие слова: одежда, обувь, мебель, Согласует существительные и местоимения с глаголами и прилагательными, отчетливо произносит гласные и согласные звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных. • С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье. Художественно-эстетическое развитие • Ребенок эмоционально откликается на эстетические особенности предметов и явлений, доступные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства. С интересом осваивает доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, обыгрывает, рассказывает о своих работах. • Владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической дея¬тельностью. Получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности . • Испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятель¬ности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми. • Ребенок участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком, двигается в соответствии с характе¬ром музыки. Физическое развитие • Ребенок отличается высокой потребностью в движении, владеет разными способами движений. • Ходит уверенно, меняя направление и хорошо ориентируясь в пространстве. Меняет высоту и ширину шага в зависимости от препятствия. Меняет темп ходьбы, легко переходит от ходьбы к бегу и наоборот. Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила. • Владеет элементарными гигиеническими умениями (мытье рук до и после еды и туалета, полоскание рта, чистка зубов), умеет одеваться, про¬являет положительное отношение к гигиеническим процедурам, аккуратен.

 Содержательный раздел

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно эстетическое развитие; - физическое развитие.

Содержание игровой деятельности. Игра как особое пространство развития ребенка 3-го года жизни. Основная черта игровой деятельности детей 3-го года жизни – стремление многократно повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать её в коляске. Постепенно игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссёрской игры, деятельности в которой ребёнок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета, придание ему неспецифических значений). Задачи развития игровой деятельности детей: 1. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности. 3. Поддерживать первые творческие проявления детей. 4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Результаты развития игровой деятельности Достижения ребенка («Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей • Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. • Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью. • Игровые действия разнообразны. • Принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх. • Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие. • Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу действия. • Игровую роль не принимает («роль в действии»). • Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично. Игровые действия однообразны. Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя. • Редко включается в игру со сверстником, испытывает трудности в согласовании игровых действий.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

 Третий год жизни.

Задачи образовательной деятельности -Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей. -Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности. -Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). -Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде. -Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

Содержание образовательной деятельности. Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых. Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках. Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях. Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх. Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослыйпомогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует») -ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры; -эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; -ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми; -ребенок строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; -охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие; -малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: -ребенок проявляет недоверие к окружающим, избегает общения, речь развита слабо; -игровые действия с игрушкой кратковременны, быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у детей, занятых игрой; -общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым; -игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично; игровые действия однообразны; предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя; -выполняет некоторые действия самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого; -наблюдение за взрослыми сверстниками не вызывает у ребенка интереса.

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Третий год жизни. 

 Задачи образовательной деятельности -Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом. -Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. -Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы. -Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов. -Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру). Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг). Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий. Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета. Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом. Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине. В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия. Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов. Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

 Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует») -ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами; -успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; -группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей; -активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы; -начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет); -проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы; -по показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей  -ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре; -в основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел не пользуется; -у ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно; -малыш неспособен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству; -ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в продуктивной деятельности; -малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству; -равнодушен к природным объектам; -ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.

Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Третий год жизни. Первая младшая группа. Задачи образовательной деятельности - Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками; -Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения; - Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. - Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

 Содержание образовательной деятельности Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов. В словарь входят: названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников. Грамматическая правильность речи. Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей. Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела: В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек. В словопроизношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодолениеявления пропуска слогов в словах по образцу взрослого. Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»)  -ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми; -проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его; -самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей -ребенок не проявляет интереса к общению: в общении с воспитателем недоверчив и насторожен, в общении со сверстниками недоброжелателен или замкнут; -понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении обращенной к нему речи; -отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием упрощенных слов. -самостоятельно вступает в речевой контакт только с воспитателем. - элементарные формулы речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) использует фрагментарно, только по напоминанию взрослого.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Третий год жизни.

Задачи образовательной деятельности Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства). Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения. Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

Содержание образовательной деятельности. Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.). Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов. Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах - иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом. Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого. В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования. В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления. Освоение способов создания простых изображения: на основе готовых основ – нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков. Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней. Результаты образовательной деятельности.

Достижения ребенка («Что нас радует») - Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или «поиграть» с игрушками (народных промыслов); любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым; эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки; узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов; знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить; самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает поросые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, «подсказанными» взрослым; называет то что изобразил; Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым деятельности создает простые изображения.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей -невнимательно рассматривает игрушки, предметы, иллюстрации; пытается рисовать, лепить, апплицировать, но при инициативе взрослого; увлекается манипулированием с инструментами, затрудняется ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами; теряет замысел в процессе выполнения работы; недостаточно хорошо (согласно возрасту) развита мелкая моторика, координация руки и зрения; ребенок неуверенно выполняет формообразующие движения; наблюдается неестественность позы, «зажатость» (напряженность) руки при деятельности; различает проявления свойств предметов (только 1-2 цвета, 1-2формы), выделяет их в знакомых предметах, путает название; испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности (сотворчестве): не умеет «приглашать» взрослого к совместной изобразительной деятельности, не следить за действиями взрослого, не принимает игрового подтекста ситуации.

 Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Третий год жизни. 

 Задачи образовательной деятельности -Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям. -Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей. -Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада. -Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания. -Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.

Содержание образовательной деятельности. Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей. На 3 году жизни происходит освоение разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил. По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры. Участие в многообразных играх и игровых упражнениях которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно-силовых качества и быстроты (особенно быстроты реакции), а так же – на развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости.

 Результаты образовательной деятельности.

 Достижения ребенка («Что нас радует») -ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.); -при выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы; -с большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность; -стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям; -переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей  -малыш не интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с разными физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др. -ребенок без особого желания вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, не инициативен; -малыш не самостоятелен в двигательной деятельности, не стремится к получению положительного результата в двигательной деятельности; -в контрольной диагностике его результаты ниже возможных минимальных.

Организационный раздел

Методическое обеспечение

Образовательная область «Познавательное развитие» Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. СПб, «Детство-Пресс», 2010 Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010. Лыкова И.А.. Цветные ладошки. /– М., 2007.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Методическое обеспечение Лыкова И.А. Программ художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М., ТЦ «Сфера», 2007 Копцева Т.А. Природа и художник, М., ТЦ «Сфера», 2006 Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование М., ТЦ «Сфера», 2005 Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству, М., ТЦ «Сфера», 2000 Дубровская Н.В.. Природа: Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет / -СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Образовательная область «Физическое развитие» Методическое обеспечение Анисимова М.С. «Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» С.П. «Детство-Пресс» 2012. Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке» С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Синкевич Е.А. «Физкультура для малышей» С.П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость» С.П. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет / Г.А. Прохорова. – М., Айрис-пресс, 2004. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников / В.Я. Лысова. – М., АРКТИ, 2000.

Режим работы ДОУ: 12-ти часовое пребывание детей с 6.30 до 18.30 с понедельника по пятницу.

 

Режим дня холодный период

Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность, игры - 7.00 – 8.10

Утренняя гимнастика - 8.10 - 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак - 8.20 – 8. 50

Игры, самостоятельная деятельность - 8.50 - 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)  -9.00 - 9.10,  9.15 – 9.25

Подготовка к прогулке, прогулка -9.25 – 11.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду -11.20 - 11.45 

 Обед - 11.45 - 12.20 

 Подготовка ко сну, дневной сон - 12.20 - 15.00 

 Подъём, воздушные процедуры - 15.00 - 15.15

Полдник -  15.40 - 16.00  

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) - 16.00 - 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка - 16.20 - 17.00

Игры, самостоятельная деятельность, чтение художественой литературы, уход домой -  17.00 - 18.30

Режим дня тёплый период

 Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, самостоятельная деятельность  - 7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак - 8.20 - 9.00

Самостоятельная деятельность, игры, муз.занятия - 9.00 - 9.30 

 Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения), физкультурные занятия на свежем воздухе - 9.30 - 11.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность - 11.25 – 11.40

Подготовка к обеду, обед -    11.40 – 12.10

Подготовка ко сну, сон - 12.10 – 15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность - 15.00- 15.30 

Подготовка к полднику, полдник  - 15.30 – 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой  16.00 - 19.00

Тематическое планирование

Календар-ный месяц Темы Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь Это – я! 1.Наша группа 2.Наши игрушки 3. Мои друзья 4. Я и моя семья 1.Развлечение «Матрешкино новоселье» 2.Игра «День рождения Мишутки» 3. Общение «Как зовут меня, мою маму, бабушку и дедушку» 4. Кукольный спектакль «Курочка Ряба»

Октябрь Осень-осень! 1.Мы знакомимся с детским садом! 2.Осень золотая 3.Фрукты 4.Овощи 1. Игровая ситуация «Что умеют делать руки взрослых в детском саду?» 2.Развлечение «Здравствуй осень, золотая» 3.Выставка «Подарки осени» 4.Игра «Покажем Мишутке наш огород»

Ноябрь Природа вокруг нас! 1.Дети – друзья природы 2.Дикие животные 3.Домашние животные 4.Птицы вокруг нас 1.Общение«Что надо делать осенью» 2.Выставка детского творчества «Трава для зайчат» (Рисование) 3.Развлечение «Бабушкин дворик» 4.Игры-забавы «Птицы и птенчики»

Декабрь В гостях у сказки 1.Моя любимая зимняя сказка 2.Зравствуй, зимушка - зима 3. У кого какие шубки. 4. Встречаем Новый год 1. Инсценировка р.н.с. «Козлятки и волк» (обр. Ушинского) 2.Выставка детского творчества «На деревья, на лужок тихо падает снежок» 3.Игра – ситуация «Непослушный котенок» 4.Праздник «Здравствуй, елочка»

Январь Здоровье и безопасность 1.Про то, как мы обуваемся и одеваемся 2. Дорожная безопасность 3 .Зимние развлечения 1.Игровая ситуация «Как Машеньку одеть на прогулку» 2.Настольный театр «Волк и семеро козлят» 3. Общение «Как мишка с матрешкой зимой гуляли»

 Февраль Я и взрослые 1.Труд врача 2.Здоровье 3.Мой папа самый лучший 4.Наши добрые дела 1. Игра «У Ляли болят зубы» 2.Игровая ситуация «Мишутка простудился» 3.Выставка детского творчества «Салют для папы» 4.Игра – ситуация «Каждой вещи свое место»

Март Мой родной дом 1.Моя любимая мамочка 2.Труд повара 3.Гости 4.Квартира 1. Выставка детского творчества «Платочек для мамы» 2. Игровая ситуация «Как повар готовит кашу» 3. Общение «Как мама и папа встречали гостей» 4.Игра – ситуация «Мишуткино новоселье»

Апрель Весеннее настроение 1.Ярко светит солнышко 2.Встречаем пернатых друзей 3.Труд няни 4.Деревья весной 1. Настольный театр по сказке «Теремок» 2. Выставка детского творчества «Украсим полянку для птиц» 3. Игра – ситуация «Поможем нашей нянечке убрать игрушки» 4. Наблюдение «Природа просыпается»

 Май Весенняя полянка 1.Весна - красна 2.Водичка-водичка 3.В саду ли огороде 4.Цветы 1.Развлечение «Весна, весна красная…» 2.Общение на тему «Машенька хочет купаться (не хочет купаться)!» 3. Театр на фланелеграфе «Репка» 4.Выставка детского творчества «Весенняя полянка»

 Социальное партнерство с родителями В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: • единый подход к процессу воспитания ребёнка; • открытость дошкольного учреждения для родителей; • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; • уважение и доброжелательность друг к другу; • дифференцированный подход к каждой семье; • равная ответственность родителей и педагогов. Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников: • Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. • Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. • Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах. • Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома. • Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире. • Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с • ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

 Условия реализации рабочей программы: Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для занятий физической культурой оснащена всем необходимым инвентарем: массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое. С целью развития у детей музыкальных способностей в группе имеются музыкально-дидактические игры и другие пособия. Для проведения театрализованной деятельности в имеются: пальчиковый, кукольный, настольный и другие виды театров. В группе оборудованы центры музыкальной и театрализованной деятельности. В группе созданы все условия для самостоятельной и целенаправленной деятельности детей. При построении предметно-развивающей среды группы учитыва¬лись возраст детей, их интересы и желания. Предметная сре¬да группы имеет разнообразные мини-среды, обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Группа оборудована модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. В группе имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров. Организация и размещение предметно - развивающей среды осуществляется удобно для детей, с учетом возраста. Участок группы озеленен, на участке крытая веранда, есть песочница.участок оснащен физкультурным оборудованием и малыми игровыми формами, озеленен. Ежегодно силами родителей и педагогов группы высаживаются деревья, цветы.

24 марта 2015 в 18:34

Прикреплённые файлы: